41-й Монреальский международный кинофестиваль (Montreal world film festival 2017)


Дата публикации: 4 октября 2017

Победу в этом году празднуют Чили, Япония и Польша

Вообще же в международном конкурсе участвовало восемнадцать фильмов — ещё из Чехии и Словакии, Ирана, США, Японии, Албании и Великобритании, Франции, Румынии, Словении и Сербии, Италии, Ирака и Германии, России, Киргизии, а также целых три из Китая плюс один из Тайваня. (Украины в конкурсной программе не было, а во вне конкурсной — «Фокус на мировое кино» — была: политическая комедия Алексея Кирющенко «Слуга народа 2».)

Итак, гран-при — лучший фильм — и победа 73-летнего чилийского кинематографиста Сильвио Кайосси, оператора, сценариста, продюсера, монтажёра — и режиссёра: совместная с Пабло Перельманом работа «В тени солнца» (1974), «Июль начинается в июле» (1979), получившая Кубок Вольпи на Венецианском за лучшую женскую роль «Луна в зеркале» (1990), драма «Коронация», в 2000-м на Монреальском взявшая приз за лучшую режиссуру, комедия «Трубка» (2004). И вот наконец новый, после очередного перерыва, фильм «Y de pronto el amanecer» («Вдруг на утренней зоре», «Внезапный рассвет», как-то так) — о писателе-борзописце, что возвращается в свой родной город на краю света (Патагония, самый юг Южной Америки) спустя сорок пять лет, и к нему возвращается то, что он оставил в прошлом, и старые друзья — которые станут героями романа, а борзописец — настоящим писателем.

Вторая по значимости награда Монреальского — спецприз жюри — у японки Юкико Мисима за семейную драму «У нас родился ребёнок», по роману Киёси Сигемацу. «Макото Танака в свои сорок женится во второй раз. У его новой жены Нанаэ есть две дочери от предыдущего брака, Макото принимает их и заботится, как о родных. Но с новой беременностью Нанаэ жизнь каждого члена семьи изменится», — так описывает этот фильм «КиноПоиск».

Третья из больших наград — лучшему режиссёру — досталась поляку Мацею Собещанскому (род. 1966), представившему на фестиваль фильм «Згода» — третью свою режиссёрскую работу после «Исполнителя» (2013) и совместного с Лукашем Рондудой «Перформера», взявшего в 2015-м один из призов Берлинале. «Згода» — это польский концлагерь для немцев в 1945-м (а до того — филиал «Освенцима»), не только для гитлеровцев, но и для польских фольксдойче, включая женщин и детей, а также для самих поляков, попавших под чистку НКВД и польской коммунистической службы безопасности. «Згода», где вовсю практиковались пытки и расправы над заключёнными — сводились счёты, — не самый светлый момент польской истории. Фильм и об этом и о любви — к заключённой Анне двух друзей, поляка и немца, немец тоже узник, а поляк, чтобы спасти Анну, становится пособником коммунистов. Да, кстати, знаете, кто снял этот фильм, в смысле — кто был оператором-постановщиком? Наш Валентин Васянович, тот самый, режиссёр «Племени» (2014) и «Уровня чёрного» (2016).

Текст: Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: