Незабытые имена земляков


Дата публикации: 2 Март 2016
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В рамках проекта «Незабытые имена земляков» открываются выставки к юбилеям художников — харьковчан: Николая Бурачека, Адольфа Страхова, Георгия Цапка, Василия Греченко, Дмитрия Овчаренко, Евгения Трегуба.

 

Заслуженный деятель искусств УССР Николай Григорьевич Бурачек (1888-1942) — известный живописец, педагог, искусствовед, исследователь творчества Т.Г. Шевченко, театральный декоратор и актер. Н. Бурачек — один из основателей Украинской Академии искусств (1917). Яркая живопись, её прозрачность, насыщенность солнечным светом и общая жизнерадостность восприятия природы, активное творческое отношение к жизни — характерные черты, которыми Бурачек обогатил украинское искусство. Талант художника особенно проявился в этюдах, по-особому трепетных, благородных по цвету, гармоничных по своему внутреннему эмоциональным содержанием.

 

Народный художник УССР Евгений Захарович Трегуб (1920-1984) — яркий представитель харьковской художественной школы послевоенного периода. В своем творчестве он тяготел, прежде всего, к крупным, общественно значимых тем. Именно в них ярко раскрылась самобытность мастера, его причастность к времени, высокая профессиональная культура. Диапазон художественной трактовки тем автором как в живописи так и в графике широк: от романтического до торжественно-патетического. Глубокого своеобразия лучшим произведениям Е. Трегуба предаёт обращение к традициям народного искусства. Офорты серии «Пейзажи Украины» привлекают внимание яркой передачей состояний природы. Критика того времени характеризовала Е. Трегуба как художника «довженковского» пафоса, одного из самых интересных современных украинских мастеров.

 

Вспоминая художников театра, которые создавали лицо харьковской школы сценографии ХХ века, нельзя обойти имя Георгия Антоновича Цапка (1896-1971). В 1920-х годах, когда конструктивность значительно расширила границы возможностей сценической площадки, стремление молодого художника к экспериментам вылилось в ряд ярких постановок на театральных подмостках Харькова. Это были смелые и мощные сценографические работы, которые несли в себе многообразную сценическую энергетику. В 1930-е гг. конструктивность сменилась новой живописной системой в виде объемных выстроенных элементов общего живописного решения, которое по своим характеристикам приближалось к станковой живописи. Типичность среды определенной исторической эпохи, ее национальная и социальная выразительность стали основополагающими в творчестве Г. Цапка. Его эскизы декораций овеществляют связь времен с характерными для различных периодов чертами быта, национального уклада, морали. Не оставляя работу в театре, Г. Цапок с 1923 года как художник — график оформил около 200 книг, создал немало плакатов и листовок. В послевоенный период мастер активно занимался и живописью.

 

Глубокое понимание природы театра и режиссерской концепции спектакля, профессиональное мастерство — вот основные критерии, которые определяют художественный уровень декораций и театральных костюмов заслуженного деятеля искусств УССР Василия Николаевича Греченко (1906-1967). Одинаково удачно он владел стилистикой разных эпох, от классицистической пышности до лапидарной выразительности реализма. Работы его неизменно качественные и профессиональные. Начиная с 1933 года, творчество художника неразрывно связано с Харьковским академическим украинским драматическим театром им. Т.Г. Шевченко. Среди лучшего, созданного им — декорации к постановкам по произведениям У. Шекспира, Т. Шевченко, А. Корнейчука, И. Кочерги. Его эскизы являются образцами глубокого проникновения в идейное содержание произведения, неисчерпаемой фантазии и яркого своеобразия таланта.

 

Заслуженный деятель искусств УССР Дмитрий Павлович Овчаренко (1906-1976) — художник многоплановый. Для искусства сценографа, большая часть творческой биографии которого связана с музыкальным театром, характерен определенный традиционализм, с присущими ему монументальностью пространственного решения спектакля, сохранением повествовательности пластической трактовки сюжета, активным применением приемов станковой живописи на сцене. Важное место в живописно-архитектонической системе всех спектаклей Овчаренко занимают костюмы. Его эскизы костюмов отличаются красочной эмоциональностью, они тесно связаны с музыкальным материалом. Оценивая сегодня роль и место Д. Овчаренко в истории харьковской школы сценографии, определим, что сценограф развил традицию украинского театрально-декорационного искусства, обогатил его нюансами своего индивидуального почерка.

 

Скульптор, график, живописец, народный художник УССР Адольф Иосифович Страхов (Браславский) (1896-1979) в начале 20-х гг., когда издательское дело в Украине достигло немалого развития, пришел к книжной графики. За время работы в этой области мастер оформил около 250 книг. Ювелирное совершенство линейного рисунка, декоративность, строгая конструктивная логика композиционного решения делают его произведения очень выразительными. Страхов – скульптор предпочитает яркую образность, завершенность совершенной реалистической формы. Работая в конце 1920-х – нач.30-х гг. над конкурсным проектом памятника Т.Г. Шевченко в Харькове, А. Страхов чрезвычайно глубоко передал страстный революционный дух Кобзаря. Неслучайно жюри всесоюзного конкурса рекомендовало произведение мастера для массового распространения (он тиражировался дважды — в 1936 и 1947). В пейзажах серии «Талгар» (1942), в маленьких гуашевых рисунках, в которых звучит тема вечной жизни в вечной природе, Страхов раскрылся как поэт. Обобщая детали, точно расставляя акценты, художник создает торжественно оптимистичные, полные гармонии и покоя картины природы. Творчество А. Страхова, мастера широкого диапазона, является весомым вкладом в сокровищницу украинского искусства.

Место проведения:

Художественный музей

ул. Совнаркомовская, 11 тел.: 706-33-94

Даты проведения:

Так же на KharkovInform: