Сергей Давыдов


Дата публикации: 27 июня 2012

Пианист, композитор, аранжировщик, доцент Харьковского Национального Университета Искусств.

Я не люблю категоричные высказывания по типу «Харьков — джазовая столица Украины». Не спорю, наш город полноправно ассоциируется с джазом и является местом, где проходит много событий, на профессиональном уровне связанных с этой музыкой. Можно сказать, это складывалось исторически. Здесь рождались и проходили первые ступени профессионального роста, вплоть до последующего отъезда в иные города и страны, многие талантливые музыканты. Например, такие как прославившийся на весь мир своими теоретическими трудами по композиции и импровизации Иосиф Шиллингер (у него брали уроки Джордж Гершвин и Джерри Маллиган), всемирно известный джазовый пианист и композитор Леонид Чижик, российский джазовый пианист-виртуоз, педагог, композитор и продюсер Даниил Крамер и многие другие.

Более 30 лет я не только пропагандирую, но и делаю все возможное, чтобы поднять джаз в Харькове на профессиональный уровень. Мне кажется, это получается.

Очень трудно объяснить человеку, не имеющему отношения к импровизационной музыке, что такое джаз. Дело в том, что даже этимология самого слова вносит некоторую путаницу. Если в начале прошлого века джазом называлась популярная танцевальная музыка с чётко выраженными специфическими афроамериканскими корнями, звучащая в заведениях развлекательного характера, то сейчас это понятие стало намного более объёмным. Джаз — это и хорошо продуманные современные композиции с элементами импровизации, и полностью импровизационные концертные произведения. Современный джаз стал сплавом различных стилевых и жанровых категорий, в его исполнительском арсенале используется разнообразный состав инструментария. Танцевальность отошла на второй план и уступила место концертности. Единственное, что можно сказать наверняка — в джазе обязательно должен присутствовать критерий творческой импровизации, основанной на профессиональном знании принципов ладогармонического и фактурного развития музыкального интонирования.

Если есть желание понять джаз, нужно уходить от бессодержательной коммерческой музыки. Начните с академической музыки, обладающей огромной художественной ценностью. И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Лист, Ф. Шопен, С. Рахманинов — это доступная музыка, которую важно слушать и понимать. «Шутка» И. С. Баха ведь нормально звучит на рингтоне мобильника?!

В импровизационной музыке индивидуальность имеет огромное значение. Импровизация в этом случае – способ творческого самовыражения. Однако мастерство любого коллектива заключается не только в проявлении индивидуальности каждого, но и в слаженности и координированности совместного звучания.

С Анной Чайковской я периодически сотрудничаю уже около 8 лет. Правда, сейчас она чаще работает с «Acoustic Quartet»: они больше подходят друг другу по возрасту, да и тембровое разнообразие ансамблевого звучания всегда более привлекательно для публики, чем аккомпанемент одного фортепиано. А у нас с Аней возникают различные спонтанные проекты, как, например, совместное выступление с трио «FSB» из Екатеринбурга или концерт, основанный на джазовом переосмыслении произведений П. И. Чайковского. Она предложила сделать совместный концерт по мотивам музыки Чайковского, зная, что я не только джазовый, но и академический исполнитель. С удовольствием использую в своём репертуаре классические произведения. Например, в январе этого года я играл с оркестром Харьковской филармонии 24 концерт до-минор Моцарта. Хотелось бы продолжать развиваться в этом направлении, т.к. очень люблю академическую музыку. Даже в джазовых концертах играю собственные обработки Брамса, Рахманинова, Чайковского, Вилла-Лобоса и других композиторов. Возможно, в будущем у нас с Анной Чайковской еще возникнут какие-нибудь творческие идеи.

Мне нравится современная джазовая музыка, но только талантливая. В разных составах великолепно звучат Неселовский, Шилклопер, Кондаков, Гайворонский, Волков… Все это потому, что они не просто профессионалы, а очень эрудированные музыканты.
Попсу стараюсь избегать, т.к. мне это творчески мешает. Я бы назвал ее пошлой стороной банальности, раздражающей своим тупым примитивизмом. Слушаю только музыку, которая несет в себе творческое художественное начало.

Не могу похвастаться тем, что вырос в семье музыкантов или же что я музыкант в 3 или 4 поколении. Но с первых классов музыкальной школы начал подбирать понравившуюся музыку, пытаться импровизировать и сочинять. Примерно с 12-ти лет мне очень захотелось играть джаз. Конечно, далеко не всё сразу стало получаться, но желание было огромное. Тогда же пришло осознание, что для того, чтобы профессионально импровизировать, нужно многому научиться.

Слово «Джаз» опять стал модным. На джазовые концерты сегодня ходят условно две категории людей (их больше, конечно, но условно). Одни – это те, кто действительно хотят услышать что-то приближенное к мейнстриму, классическому джазу, свингу, блюзу. Другая категория — это люди, которые ходят на джазовые концерты как на модную тусовку. В этом отношении произошла подмена понятий. Тот же фестиваль Jazz Koktebel изначально заявил о том, что будет пропагандировать профессиональную музыку конкретного направления в пику попсе, а получилось, практически, наоборот. Фестиваль стал просто open-air, на который под эгидой джаза зашла разная популярная музыка. Не попса, конечно, но джаза там теперь стало меньше. Этот фестиваль перестал быть интересен для меня. Я больше люблю выступления более тонкого камерного характера, где могу что-то рассказать, донести. Там же нужен только драйв, а не грув и интеллект.

Импровизация не может рождаться без внутренней свободы. Это понятие сочетает в себе и желание творить сиюминутно, высказываться, выплескивать эмоции, мысли.

В министерских кругах до сих пор боятся слова джаз и называют эту музыку эстрадой (так получилось с названием джазовых отделов и кафедр в учебных заведениях). В советское время к эстрадной причисляли всю неакадемическую музыку. Если же обратиться к переводу с французского, то слово эстрада означает всего лишь сцену. Мы же не можем все, что происходит на сцене, называть эстрадой. Нужно всем вместе забыть это слово и называть вещи своими именами: рок, джаз, фьюжн, хип-хоп, рэп и т.д.

Мне трудно загадывать, что меня ожидает в будущем, но… Мне очень нравится сотрудничать с Сашей Рукомойниковым, Димой Бондаревым, Денисом Дудко, Костей Ионенко, Женей Селезнёвым и другими замечательными украинскими джазменами. Огромное удовольствие – играть с Джедом Леви из Нью-Йорка и Мариушем Богдановичем из Варшавы. У меня с ними совпадают многие творческие мысли. Скорее всего, мы будем работать дальше.

Беседовала Яна Олизаренко

Так же на KharkovInform: