Сальса. А ну-ка, поддай огоньку! (Тема номера: Dance. 01.11.2011)


Дата публикации: 9 ноября 2011

Сальса мне нравилась всегда. Поэтому заранее решил, что буду писать о ней с придыханием. Однажды мне довелось наблюдать за исполнителями сальсы, которые выбрались танцевать в парк. Тогда я надолго сохранил в памяти ощущение свободы и неописуемо вкусной связи между партнерами. Желая испытать ее на себе, я отправился на свой первый урок по латиноамериканским танцам.

Я пришел загодя, поэтому было время осмотреться. Группа небольшая — человек 15. Девушек чуть больше, чем мужчин — ну что ж, вполне ожидаемо и даже приятно. Преподавателей двое: Кристиан, юноша латиноамериканской наружности, и Ирина — с ней я общался по телефону. Однако вести разминку будут не они. Вперед выходит девушка в зеленом спортивном костюме. Становлюсь с краю. Тренер ловко вращает бедрами, вправо-влево, вверх-вниз, кругами, быстрее-медленнее. Пытаюсь за ней поспеть.

Чувствую себя неловко. Все-таки это больше женские движения. А мужские? Мужчины плечами вроде двигают. Пускаем волну через тело — от плечей до стоп. Ощущение приятное — все тело как единое целое. Разминка недолгая. Минут десять. Совсем не устал. Девушка в зеленом уходит, ее место занимает Ирина.

— Давайте объединимся в пары…, — командует она.
Полагаю, что у большинства людей в группе пары уже сложились, поэтому смотрю, кто окажется незанятым. Встречаюсь взглядом со стройной светловолосой девушкой. Красивая, скромная. Замечательная пара. Беремся за руки. Волнуюсь. Даже имени не спросил.

— … и вспомним то, что мы учили до сих пор!
Давайте вспомним! Вернее, вы вспоминайте, а я буду учить. Ведущие проговаривают восемь счетов и проделывают комбинации движений. Термины на слух не воспринимаю — звучат как абракадабра. Неуклюже пытаюсь повторить шаги.

Ведущая, глядя на меня, замедляется. Показывает движения, расставляя акценты. Партнерша спешит на помощь.

— Смотри, это бейсик — базовый шаг. Левая назад — возвращаешь на место. Правая вперед — на место. Надо же, запомнил. Просто. И еще притоп небольшой — «темп» называется. Впервые перевожу взгляд с собственных ног на глаза партнерши. Я танцу-уую! Следующее движение — ди-ле-ки-но (потом узнал, что на испанском это — «dile che no», т.е. «скажи ей нет»). Стараюсь запомнить, семеню ногами, чтобы не испортить партнерше урок.

— Тебе со мной не скучно?
— Нет, нет. Сама на прошлом занятии
не была.

Делаем поддержку. Это у меня, кажется, неплохо выходит. Чувствую себя увереннее.

— Давайте выучим новое движение — называется Enchufa.

Наши с партнершей руки почти не расстаются, даже когда мы не танцуем. Ловлю
себя на мысли, что мне это приятно.

— …пиять, шест, сем, восем, — у преподавателя заметный испанский акцент. Повторяю новую связку за Кристианом. Он называет парней на испанский манер — «мучачос»:

— «Мучачос» садятся на колено. Когда девушки делают движение, парни, ваша
задача — посмотреть на… (указывает на ягодицы партнерши).

Зал смеется. В его словах нет пошлости. Как и во взглядах танцующих. Есть свобода и разрешение на то, что обычно под запретом.

— Становимся в круг в парах, — командует Кристиан.

Я вспоминаю, что пришел сюда за репортажем, и надо бы что-то записать. К тому же, думаю, что после первого урока в свободном танце буду, как слон в посудной лавке. Сажусь в конце зала и занимаю позицию наблюдателя. Остальные, тем временем, танцуют в кругу. (Потом я узнал, что это называется руэда.) Парни стоят на месте, а девушки переходят от одного партнера к другому.

— Ребята, следите: руки, ноги, попы, хвосты, — кричит Ирина. Танцуют очень ловко. Когда тренер останавливает руэду, чтобы повторить шаги, у танцоров застывшие сосредоточенные лица, которые сменяются сдержанным удовольствием от очередного короткого танца. Время от времени инструктор кричит:

— Дамеее (команда перехода к следующему партнеру)!

Ко мне подходит ведущая Ирина. Рассказывает: Кристиан родом из Перу, но танцевать учился у нее. Вон там, поодаль, хорват и одна девушка с Кипра. Еще — парень приехал из Белгорода. У их школы там филиал. Вот такая интернациональная группа. Занимаются чуть больше месяца.

— Мне было сложновато, — жалуюсь я, — шагов много.
— Ребят еще можно догнать. У тебя хорошо получается. Впрочем, если хочешь,
на восемь тридцать младшая группа есть. Танец в кругу продолжается. Вокруг безумно солнечно. Даже не жарко, а просто светло. Ощущение, что здесь и теперь происходит что-то важное. Что-то, что меняет каждого танцующего изнутри. Даже я, протанцевав всего минут сорок, чувствую себя по-другому.

Занятие пролетело в один миг. В конце поклон. Простой, но не формальный. Следующая тренировка послезавтра. Впрочем, латиноамериканская музыка звучит в моей голове и на следующий день. Недаром ведь говорят: в ритме сальсы не просто танцуют — в нем живут.
***
Сальса — самый популярный латиноамериканский танец в мире. Он зародился в 1930-е годы на Кубе. Первые «сальсерос» (так называют исполнителей сальсы) танцевали под музыкальные ритмы, состоявшие из смеси испанских струнных инструментов и африканских барабанов.
***
Слово «сальса» на испанском языке означает «соус». По легенде, применительно к музыке его впервые употребил известный на Кубе композитор Игнасио Пинерио. Его песня под названием «Echale Salsita», что в переводе означает «А ну-ка, поддай огоньку!» стала одним из первых настоящих хитов, под который исполняли танец, сегодня известный как сальса.

ПОДГОТОВИЛ: АЛЕКСЕЙ ЧЕПАЛОВ

Так же на KharkovInform: