Музей истории Южной железной дороги


Дата публикации: 1 февраля 2012

Южная железная дорога для Харькова – это не просто артерия, соединяющая города региона, не просто транспорт для перевозки пассажиров и грузов. Это часть истории города. Это развивающаяся и процветающая структура. Это город в городе со своими героями, наградами, трудовыми традициями.

Кроме того, изучая историю южной железной дороги можно проследить все этапы развития города, его становление, смену власти.

История магистрали началась 140 лет назад, когда возникло решение о строительстве линии Одесса — Балта… А после разработки пути Москва — Харьков – Ростов (1838), губернский город Харьков стал своеобразным гостиным двором, складом товаров, перевалочным пунктом между севером и югом страны.

Много лет прошло, но сегодня центр южной железной дороги остается в Харькове. Чтобы сохранить память о прошлом и настоящем магистралью был создан 40 лет назад музей истории Южной железной дороги. В 2009 году к 140-летию дороги музей был реконструирован и обновлен. Сегодня он состоит из трех залов: «зеленый зал», рассказывающий о дореволюционном периоде строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги, «красный зал», посвященный развитии ЮЖД в эпоху СССР, «синий зал», дающий полное представление о современности.

Прохоров Андрей – заведующий музея уверен, что посетить музей будет интересно не только людям, которые связаны с ЮЖД или транспортом, но и всем харьковчанам, т.к. жизнь региона связана напрямую с развитием магистрали, а также гостям города, чтобы узнать больше об истории города: «В этом году мы будем участвовать в городской акции «Ночь музеев». Уверенны, что это расширит круг наших посетителей и даст возможность показать городу все наши обновления и новшества».

Музей действительно интересен не только своим грамотным изложением, но и экспонатами, которых насчитывается свыше двух тысяч. Здесь собраны инструменты строителей первых дорог, альбомы чертежей, дотированные 1890 годом, билеты, макеты паровозов, бронепоездов, электровозов, тепловозов, телефонные аппараты со станций, документы, фотографии, электромеханические приборы, именные часы и многое другое. Изюминкой музей является диорама «Бой на харьковском железнодорожном узле при освобождении города Харькова 23 августа 1943 года» (художники Жуков Б.В., Селищев И.П., Темперер З.Г., 1967 год).
Кроме того, самым любимым экспонатом работников музея остается колокол станционный (Бронза, 2я половина XIX ст.), в который раньше оповещали о прибытии поезда.

Прохоров Андрей – первый музейщик в музее истории дороги и он считает своим долгом не просто оборудовать музей, сделать его привлекательным для посетителей, но и расширить информацию об экспонатах, а также дополнить коллекцию: «У ЮЖД очень богатая история, которая творилась руками и умами людей. Поэтому, прежде всего, хочется найти больше информации и материалов о конкретных людях, о почетных железнодорожниках. С 2009 года мы привели музей в презентабельный вид. Но еще много работы впереди. Хочется также больше узнавать о тех экспонатах, которые уже есть в коллекции музея».

Зал современной истории представляет собой стенды, рассказывающие о четырех дирекциях железнодорожных перевозок — Харьковской, Сумской, Полтавской и Купянской, а также о остальных подразделениях дороги – образование, спорт, оздоровительный отдых, медицина и т.д. Но приковывает внимание посетителей самая большая гордость музея — грандиозный действующий макет маршрута «Столичного экспресса» (Харьков—Киев), сделанный для музея в честь 140-летия Южной дороги. Авторы макета Колитчук Л.И. и Плескач А.И. Макет демонстрирует движение ретропоезда, столичного экспресса и скоростного поезда будущего. Ощущение реалистичности помогают создать точные копии зданий вокзалов Киева, Харькова, Полтавы и Миргорода, действующие светофоры и звуковое сопровождение.

Радует также то, что экспозиция оборудована современной техникой: стендами, мониторами для просмотра видеоматериалов, аудиосистемой, а также кондиционерами.

Адрес: ул. Котлова, 83
Тел.: (0572) 724-54-31

Текст: Яна Олизаренко

Так же на KharkovInform: