Кино и Харьков


Дата публикации: 4 Апрель 2012
kino04

Дата рождения кинематографа и его магии, способной двигать поезда, известна точно – 1895 год. Однако, по некоторым убедительным сведениям, братьев Люмьер в изобретении первого киноаппарата опередил Иосиф Тимченко, механик Харьковского университета: действие своего аппарата для проекции изображения на экран Тимченко продемонстрировал в Москве на полтора года раньше, чем данное синематографическое событие случилось на Бульваре Капуцинов в Париже. Первый кинофильм гражданином Российской империи также был снят в Харькове – фотографом Альфредом Федецким в 1896 году. Это были «живые фотографии из местной жизни» и «кинематограф, делающий 120 снимков в минуту», беспрецедентно взволновавшие харьковскую публику. И, вновь, первый в империи стационарный кинотеатр открывается в Харькове, в 1908 году, — это французский электро-биограф братьев Боммеръ, существующий до сегодняшнего дня без перерыва 114-й год, под именем уважаемого харьковчанами кинотеатра «Боммер».

Довженко и Эйзенштейн
Александр Довженко, за десятью фильмами которого признаны истоки авторского кино и неореализма, проживал в столице Украины, Харькове, в 1923-1926 годах: работал художником-карикатуристом, сотрудничал с Всеукраинским фотокиноуправлением, увлекался ошеломительно современным театром Леся Курбаса. Это было время, когда Довженко еще не считал свою судьбу «сломленной ветвью. «Щорс» (1939) Довженко снимал под Харьковом, уже по прямому указанию Сталина. Довженко получит за него Сталинскую премию и инфаркт во время съемок.

Сергей Эйзенштейн снимал свою картину «Бежин луг» в 1935 году в окрестностях Харькова. Сюжет этого забракованного руководством и потому утраченного фильма «повествует» о коллективизации в СССР и вплетен в историю о Павлике Морозове. Картина раскритикована «по причине формализма и усложнённости киноязыка», поэтому Эйзенштейн должен был извиняться за то, что он Эйзенштейн. От фильма остались «обрезки пленки, черновики, фотографии и планы», из которых состоит сегодня отреставрированный фотофильм.

Харьков и кино эпохи
Популярность Харькова как съемочной площадки для послевоенной киноэпохи была не столь велика как площадки Одессы, Киева и Ялты. Но здесь гордятся чередой снятых картин и личностями Людмилы Гурченко и Леонида Быкова. В «Адъютанте его превосходительства» в кадре видны улицы Киева и Севастополя, но Харьков — в полном соответствии с литературной основой, романом «Под чужим знаменем», — является главным героем фильма. В «Зеркале» Андрея Тарковского Харьков виден в начале картины, впрочем, только из окна. В «Свадьбе в Малиновке», снимавшейся в одноименном селе под Харьковом, перманентное продолжение имеет не свадьба, а смена власти, которая здесь «опять меняется». Книга Всеволода Нестайко «Тореадори з Васюківки», бесконечно радостное, остроумное и талантливое повествование о приключениях двух украинских школьников, внесенная в Особый Почетный список Андерсена как «одно из выдающихся произведений мировой литературы для детей», в 1965 году была экранизирована Харьковской студией телевидения.

Гражданка Гурченко
Одна из самых незаурядных актрис эпохи, которой во время поездки во Францию после триумфальной «Карнавальной ночи» никак не удавалось объяснить французской прессе секрет своего прекрасного изящества (Гурченко мысленно называла это детством «с этими бесконечными поносами и дизентериями»), провела в Харькове свое «взрослое детство» и школьную юность. О немецкой оккупации Харькова без излишней самоцензуры Гурченко рассказала в «Аплодисментах», не скрывая, что в эти военные годы 6-7-летней девчонкой «зарабатывала на хлеб и кашу» пением на базаре, потому и выжила. Это имело свое неожиданное продолжение в стиле «профессиональной травли» уже после выхода на экраны самого популярного мюзикла СССР. Тем не менее, главными фильмами Гурченко все-таки стали «Двадцать дней без войны», «Сибириада», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих», «Полеты во сне и наяву», «Любовь и голуби» и т. д.

New Age
Фильм Кристиана Кариона «Дело Фаруэлла» («Последнее дело», 2008) повествует о шпионском скандале начала 80-х, когда французская разведка получила от сотрудника КГБ полный список работников советских спецслужб, работавших под дипломатическим прикрытием. Главную роль в «Деле Фаруэлла» должен был сыграть либо Никита Михалков, либо Сергей Маковецкий, но по причине запрета на съемки фильма в Москве, а также знаменитого обещания министра культуры, что «в России этот фильм не выйдет в ближайшие 20 лет», роль исполнил Эмир Кустурица, а съемки были перенесены в Харьков, Киев и Финляндию. Харьковская Академия имени Говорова в кадре изображает Академию Генштаба в Москве, а станция метро Госпром – московскую станцию Беляево.

Картина Ильи Хржановского «Дау» (2011) посвящена жизни гениального физика-теоретика Льва Ландау. Биография Ландау, нобелевского лауреата, пользовавшегося безоговорочным мировым признанием, внесшего также не менее весомый вклад в человеческое остроумие, вплотную связана с Харьковом. С 1932 по 1937 год Ландау возглавлял теоретический отдел Украинского физико-технического института. Эпоху Ландау иллюстрируют харьковские улицы Сумская, Дарвина, Красноармейская, Полтавский шлях, переулок Воробьева, Привокзальная площадь, сад Шевченко, площадь Свободы, а также раритетные харьковские трамваи и авто.

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: