Ирландский танец (Тема номера: Dance. 01.11.2011)


Дата публикации: 9 ноября 2011

Впервые я увидел ирландский танец на вечеринке в каком-то харьковском пабе. Впечатления были ошеломительные: вытянувшись в струну и не двигая ни головой, ни руками, ни туловищем, парни и девушки вытворяли изумительные вещи ногами, отбивая сумасшедший ритм, то и дело взмывая в воздух, стремительно перемещаясь и заполняя танцем все доступное им пространство. Кажется, это был вечер памяти какой-то средневековой ирландки — подумалось: если люди так лихо скорбят, то как в таком случае они веселятся?!

Отыскать «ирландцев» удалось во Дворце студентов «ХПИ» — здесь базируется школа ирландского танца Unicorn. С места в карьер мы с фотографом отправились на их тренировку. Оказалось, что управляет Unicorn'ом маленькая и хрупкая девушка Алина Солоницкая. Она рассказывала, как увлеклась ирландскими танцами, успевая при этом
перешучиваться с ребятами и давать им ценные указания.

— В детстве я занималась народными танцами, но когда увидела ирландцев: «О, Боже! Как они это делают?!» — это был какой-то ни на что не похожий танец. Я начала искать о них информацию. А потом так получилось, что я отправилась в Москву на очередной фестиваль по ролевым играм и познакомилась с барышней, которая занималась несколько лет в Ирландии и набирала свою группу. В общем, там я и осталась.

Коллективу Unicorn уже по-хорошему больше 10 лет: после возвращения Солоницкой из Москвы все началось с занятий «для себя», а в 2006-м школа стала частью Всемирной ассоциации ирландского танца, начала ездить на соревнования и даже вырастила нескольких чемпионов мира.

— Ирландский танец — продолжает рассказ Алина — это, прежде всего четкий ритм. Это первое, на что обращают внимание судьи на соревнованиях. Выигрывает тот, кто безошибочно попадает в музыку. Тайминг в ирландском танце — это самое, самое главное! Во-вторых, кроссинг — когда судья видит все время только одну коленку танцора. И, наконец, выворотность — такая особая способность организма, когда видны еще и пятки, которые смотрят словно в разные стороны особым способом. Это три
кита, на которых основана техника ирландского танца.

Мы осваиваем правильную ирландскую технику, так сказать, «из первых ног». Алина показывает кроссинг, затем выворотность. Я в очередной раз выказываю восторженное недоумение: мол, как всему этому можно научиться.

— Особенность ирландских танцев в том, что в них минимум движений, 3–5 основных, а позиция так вообще одна — но когда народ приходит в первый раз, у них глаза по пять копеек: «О Боже! Я никогда так не смогу!» А потом выучиваются и привыкают.

Мышечная память начинает работать, и вот из нескольких движений уже выходит замысловатый калейдоскоп. В общем, главное здесь — упертость!

— Наверное, в ирландские танцы приходят люди с особым складом ума, — замечаю я.
— Точно! В ирландские танцы приходят люди совершенно определенного склада. Можно сказать, что все мы слегка безбашенные.

— А кому легче дается ирландский танец? Парням или девушкам?
— Парней больше приходит — но и больше уходит. Мальчишки, они ленивые…

Алина снова отвлекается и приступает к своим непосредственным обязанностям:

— Лена, сними глаза с пола! Вера, бедро убери переднее! И в музыку попадай! Заднюю ногу в другую сторону! Сергей, у тебя ноги помнят лучше, чем голова, — начнешь мозги подключать, пиши пропало! Не цепляйтесь носом за пространство! Поворачивайте уши вместе с корпусом! Прекратите в пол смотреть! Не нужно за него цепляться! Глаза — такие же мышцы, как и все остальное. Они выучивают это положение, и поднять глаза потом будет очень сложно!

Угрозу «Подними глаза с пола, а то убью!» Солоницкая произносит, даже не нахмурив брови — с такой солнечной улыбкой, что «ага, так мы и поверили!» Я тут же интересуюсь, почему так важно не глядеть в пол:

— Скорость движения танцоров по сцене очень высокая. Они должны стремительно перемещаться и занимать собой все пространство. Потому если ты не смотришь ровно перед собой — когда вовлечено периферическое зрение, — ты можешь куда-то
врезаться.

Хорошенько разогревшись, ребята приступают к растяжке. Такая себе «кельтская йога»: увидев, как они гнутся и выворачивают суставы, я замечаю, что это какой-то фотомонтаж — трудно поверить глазам. «Да нет же, — отвечают мне. — Просто упорные тренировки».

После растяжки начинаются групповые танцы. Это тоже чудесное зрелище: восемь человек, разбившись на две группы по четверо, превращаются в единый механизм и, то и дело меняясь местами, выписывают замысловатые фигуры. Ребята работают, как часы. Остается только представлять, какой это восторг, проделав долгий путь, в самом конце танца оказаться именно в том месте, куда ты стремился. Получается словно метафора всей жизни — даром что ли у этих танцев кельтские корни.

Кстати, насчет корней. Я продолжаю свои расспросы и интересуюсь, как нашим даются ирландские танцы:

— Тут палка о двух концах. С одной стороны, людям, которые раньше занимались танцами, учиться легче: они чувствуют ритм, у них уже развита мускулатура. С другой стороны, принципиальное отличие ирландского танца от других — это амортизация посредством стопы. В отличие от всех остальных, ирландцы почти не используют колени — и вот здесь переучить бывает очень трудно. Потому человека с улицы чаще легче обучить ирландскому танцу, чем переучить профессионала. Главная трудность — наши плохо слышат ритм. Восемь из десяти украинцев отлично поют, но примерно столько же
не попадают в музыку.

О том, как отменно слышат ритм ирландцы, я убеждаюсь в заключительной части тренировки. Танцоры переобуваются в специальную обувь на высоком каблуке с сантиметровыми набойками и начинают отбивать степ: лихой и оглушительный ирландский танец, который меня настойчиво попросили не называть чечеткой. Я и не называю. Степ — это действительно кульминация действа. Буря и натиск, чудо природы: словно целая ирландская армия выходит на марш и бесповоротно завоевывает твое сердце.__

ТЕКСТ: АНДРЕЙ ГОРШКОВ

Так же на KharkovInform: