Макс Розенфельд


Дата публикации: 2 Октябрь 2012
Rozenfeld1

В сентябре, наряду с театральными, клубными сезонами, стартовал осенний сезон проекта «Экскурсии с Максом Розенфельдом». Маршруты, которые прочерчивает Макс, удивительны тем, что, казалось бы, вдоль и поперек исхоженный город то и дело демонстрирует совершенно незнакомые «лица и маски».

Максим Ильич Розенфельд -  художник, дизайнер, ценитель винтажной мебели, комиксов и иллюстраций, доцент архитектуры, знаток историй о Харькове и многих других городах, экскурсовод, создатель «глобуса Харькова», преподаватель некоторых художественных вузов….

Судя по моим экскурсиям и экскурсантам, интерес к истории Харькова «зарождается» у любого нормального человека, живущего в городе. Но есть одна проблема: город у нас замечательный, а вот любить его, как любят свои города одесситы и львовяне, большинству харьковчан как-то неловко…На мой взгляд, это происходит от невежества и отсутствия информации, привязки к определенным стереотипам, инертности мышления. У меня все началось от обиды за город, который я хорошо знаю и знаю его с лучшей стороны. Особенно обидно, когда эта «нелюбовь» проявляется у моих студентов — архитекторов и дизайнеров, — от которых во многом зависит дальнейшая судьба, по крайней мере внешнего вида, города. Я стал собирать фотоархив и водить своих ребят по городу. Быстро собрал интересующий меня материал и начал делать с ним всякие графические проекты. Меня стали просить поводить заезжих гостей и устраивать корпоративные прогулки. А когда я сделал Глобус Харькова, оказалось, что меня прямо-таки распирает от собравшейся информации. Сразу после открытия Глобуса мой друг предложил организовать небольшую платную группу для регулярных экскурсий при помощи соцсетей. Я решил попробовать, поскольку в себе как в рассказчике был уверен, а сомневался лишь в том, придут ли люди. И пошло-поехало…

Из книг, посвященных истории Харькова, самым фундаментальным изданием является труд Багалея. Бесценны материалы, собранные за всю жизнь А.Ю. Лейбфрейдом — человеком-энциклопедией города. Есть и другие авторы: Дяченко, Плотичер, Лаврентьев, Красовицкий. В принципе, для интересующихся основные материалы есть в сети — главное грамотно задавать поиск. На мой искушенный взгляд, основная заслуга в систематизации и размещении материала принадлежит Георгию Сергеевичу Никольскому, на сайте которого, пожалуй, представлен наиболее полный материал по городской истории и застройке города. Трудно сказать, какие экскурсии наиболее популярны. Все истории хороши по-своему. Есть два конъюнктурных маршрута, но для многих привлекательны другие, более тонкие и интеллигентные. Для меня все маршруты — элементы городской мозаики, которую я воспринимаю цельно. Потому, в основном, посетители проекта стараются охватить весь цикл.

Идея с Глобусом Харькова исходила от А.Б. Фельдмана. Он решил довести до логического завершения анекдот про глобус Украины и тетради в кружочек. В данном случае его каприз: «а сделайте-ка мне глобус Харькова» нуждался в том, чтобы кто-то взялся за его воплощение. Я, можно сказать, был идеальным вариантом: художник, знаток города, да еще и любящий его рисовать. Так и началось… На все ушло полгода. На самом деле сделано было намного больше, чем оказалось на шаре в результате. В самом начале помощники А.Б. сказали: «Нам не нужны достопримечательности — мы хотим, чтобы каждый нашел свой дом». Задача дикая по своему размаху в полуторамиллионном городе, но они оказались правы. Все ищут на глобусе только одно — свой дом. Кстати, многие находят. Этот проект заполнил меня целиком, я стал рисовать в полуавтоматическом режиме (даже во сне). А к концу работы понял, что это был очень важный опыт и у меня в голове куча новых проектов на этой основе, и экскурсии — один из них. Глобус же стоит во дворе галереи АВЭК.

Уже 14 лет я преподаю в ХГАДИ основные курсы: композицию, дизайн интерьеров, дизайн мебели. И авторские курсы: История дизайна, История архитектуры ХХ–ХХІ веков. Кроме того, несколько последних лет я вел архитектурное проектирование в ХГТУСА. Экскурсии, которые я провожу для своих студентов, в принципе, не отличаются от тех, которые может посетить любой желающий. Иногда они являются постановкой определенных проектных задач по изучению архитектуры и градостроительства. Это такие «полевые» работы, когда изучать город надо не в аудитории, а живьем. Забавные случаи во время экскурсий происходят все время, и я их пересказываю на следующих экскурсиях. Вот две из них. На экскурсии, не договариваясь, встретились тетя с племянником — они пришли, узнав об этом из разных источников. А вторая произошла в прошлогоднем сезоне. Я рассказывал о здании Воскресенской церкви, расположенной на одноименной площади (теперь площадь Фейербаха). И показывая на здание ХИМЭСХа, с которого исчезли купола, колокольня и другие атрибуты былого, говорю: «Вот и она — сама церковь, неузнаваемо изменившаяся». И тут одна из моих постоянных слушательниц бледнеет и восклицает: «Как церковь? Я здесь работаю 17 лет! В церкви!» Очень показательная история.

Как меня «занесло» в кино? Мои друзья, киевские и московские киношники, просили найти им локации для съемок фильма «Матч», зная меня как специалиста по городской среде. В результате в июле 2011 года Харьков в виде Киева при моем «содействии» был оккупирован фашистами, а меня в благодарность за организацию съемок расстреляли в Бабьем Яру. Потом, в феврале 2012-го, мы подбирали локации для съемочный группы фильма «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, который обещали презентовать к ближайшим Каннам. Осенью же должны начаться съемки большого проекта «Кобзари» выдающегося украинского режиссера Л. Санина (автора фильма «Мамай», номинированного на премию Оскар). Вообще же, хочу сказать, что, по общему мнению заезжих столичных кинодеятелей, у нашего города огромный потенциал для кино. Есть три необходимых качества: человеческий ресурс специалистов, городской ресурс различных локаций и малая использованность — отсутствие оскомины у зрителя.

В Харькове мне нравится многое. Я достаточно много поездил и освоенными для меня являются Мюнхен, Дюссельдорф, Париж, Москва, Киев, Львов, Барселона. В Харькове есть оптимальная формула для жизни. Харьков категорически не столица и тут быстро становится некомфортно человеку, стремящемуся к бешеному темпу жизни а-ля Москва, Киев, Нью-Йорк. Но Харьков — это категорически не болото со стоячей водой. Благодаря студенчеству это очень живой и динамичный город. Не нравится мне то, что мы очень плохо умеем себя продавать. Харьков объективно намного больше соответствует понятию города-бренда, чем многие другие, и постоянно проигрывает на этом поле. Кстати, показательно восприятие голландцами Харькова во время Евро. И дело не в дешевом пиве и красивых девушках. Мы слишком нелепо сами себя воспринимаем. Многое не умеем в себе ценить и этим пользоваться. В этом отношении положительный пример все те же Одесса и Львов — города намного менее комфортные для жизни, но более привлекательные для туристов. Сейчас я работаю над четырьмя проектами, связанными с Харьковом. В задумке еще два. Один из них уже практически завершен, и скоро мы презентуем рисованную трехмерную карту центра Харькова. А впереди, надеюсь, вас ждут новые сюрпризы.

 

One thought on “Макс Розенфельд

Так же на KharkovInform: