Многослойный постмодерн на конкурсе «Серебряная камера 2010»


Дата публикации: 10 июля 2013

Начать обзор выставки «Серебряная камера 2010» я хотел бы с одного щекотливого момента. Я сторонник легального использования любой интеллектуальной собственности, в том числе и фотографий к конкурсу. Если мы иллюстрируем информацию о фотовыставке, то должны знать, имеем ли право на это. Как ни странно, но вопрос об этом ни как не решен на сайте «Московского дома фотографии».

Герой дня. Крупный планГерой дня. Крупный планГерой дня. Крупный планГерой дня. Крупный планГерой дня. Крупный планГерой дня. Крупный план

Мне удалось найти только одного фотографа, который на своем сайте дал официальное право на свободное некоммерческое размещение своих фотографий. Это Роман Какоткин. Он распространяет обе серии «Герой дня. Крупный план» и «Человек в городе. Московские этюды» по лицензии Creatibe Commons. Первая серия отличается оригинальным взглядом. Роман снимает лица на афишах. При этом появляются различные наслоения − склейки краев, замятины, обрывы. Все это влияет на выражения лиц, на характер. Это добавляет или срывает глянец. Рассматривать эти преображения интересно. Впрочем, вы можете оценить это сами.

На выставке было представлено много злободневных проблем, в центре которых три основные темы:

  • 65 лет Победы,
  • жара и смог летом,
  • декабрьские выступления националистов.

Темы это в основном московские, но ведь выставка тоже московская. Но мне интереснее показались другие многослойные постмодернистские работы. Расскажу подробнее о них.

Андрей Тульнов представил серию черно-белых фотографий «Картинки с выставки». На начальном снимке интеллигентный мужчина снимает картину на камеру мобильного телефона. Молодая женщина ждет кого-то в дверях зала. Молодой человек со скейтом спит на стуле смотрителя галереи. Пожилая женщина пьет колу из алюминиевой банки на против фотографии, на которой другие пожилые женщины бастуют. Молодые люди углубились в свои сотовые телефоны в инсталляции со звучным название «Глубина». Интересное исследование современного мира выставок.

Целых две серии посвящены установке памятника «Рабочий и колхозница» в Москве. Одну серии, так же черно-белую, выставила Елена Бочкова. Она показала гигантизм и какую-то скрытую опасность этого монумента. Рабочий и колхозница похожи на чету Франкенштейнов, которых неумолимо тянет вернуться на постамент. Дмитрий Фомичев с серией «Реконструкция монумента „Рабочий и колхозница“» представил момент восстановления более гуманистическим и праздничным. В кадрах показаны рабочие, искры сварки, краны, слезы радости и даже салют. Хотя не покидает ощущение, что люди здесь вторичны.

Две похожие по концепции серии представили Александр Бахмацкий и Сергей Румянцев. Первый снимал Красную площадь в отражении солнцезащитных очков. При чем очки явно выигрывают в способности заинтересовать. Второй снимал разные точки Москвы с боковом стекле заднего вида одной машины. Здесь уже виды оказались интереснее, и вписаны они в форму зеркала композиционно правильно.

Одной из самых интересных для меня работ оказалась серия Маргариты Фединой «Таланты и поклонники». В них она снимала художников на фоне их же картин. У меня есть теория, что чтобы художник ни рисовал, он всегда пишет свой автопортрет. Очень интересно наблюдать в серии, как соотносятся авторы и их детища. Могу сказать, что смотрятся они гармонично. Моя теория пока подтверждается.

Еще не могу не отметить невыразимо прекрасную серию Елены Протчевой «Геометрия ВВЦ». В ней она сняла широкоформатным объективы с необычных ракурсов павильоны сталинской эпохи. Что можно сказать − эпоха ушла. С ней ушла агрессия. А красота осталась.

Текст: Вадим Галкин. Фото: Роман Какоткин.

Так же на KharkovInform: